ТЕМА:"Создание КОМПОЗИЦИИ в пермогорской росписи."
Сложность: Для новичков
Содержание мастер-класса:
-создание полноценного эскиза панно на протяжении всего МК:
ВСТУПЛЕНИЕ. Задание №1 ( создать рамку ) - до 15-го октября -знакомство с вариантами орнаментов Задание №2.1 ( образцы рамок на тренировочных листах ) - до 22-го октября -применение полученных навыков Задание №2.2 - расписать узорными рамками наше будущее изделие-на эскизе до 29-го октября Задание № 3 - до 5-го ноября ВСЕ ПУНКТЫ ТРЕТЬЕГО ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНИТЬ НА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЛИСТАХ! № 3.1 - Знакомство с традиционным уголковым орнаментом Пермогорской росписи. № 3.2 - Знакомство с символами Солнца, СОЛНЕЧНЫМИ РОЗЕТКАМИ. № 3.3 - Птичье царство в Пермогорской росписи. № 3.4 - Знакомство с Символом Солнца-Райской Птицей Сирин. Задание № 4 - размещение символа солнца на эскизе - до 12-го ноября . Задание № 5 - центральные персонажи в средней части эскиза - до 19-го ноября . Задание № 6 - Знакомство с растительными элементами .Где, как, откуда они растут. - до 26-го ноября .
на тренировочных листах-на черновиках нужно, чтобы вы потренировались : 6.1 писать отдельные листочки-цветочки-трилистники с разными кончиками вверху-округлыми и острыми. (Примеров у вас достаточно. Можно смотреть на мои листочки, можно-на примеры из книг). 6.2 разнообразить оживки (посмотреть и попробовать разные сочетания оживок. Капельки вместо штришочков, спиральки вместо полудужек. Может быть, где-то захочется сеточку дать?) 6.3 Научиться писать разные добавочные элементы-приписки. 6.4 Поупражняться в написании различных видов тюльпановидных цветов КРИНА. И составили хотя бы парочку примеров орнаментов на основе криульки. (Особое внимание округлости линий криульки!!!!!!!!) 6.5 Один пример орнамента на основе криульки - на основе Крина в центре. 6.6 Другой орнамента на основе криульки - на основе кустика. -Это МИНИМУМ.Превышение тренировочных упражнений, как всегда, приветствуется! Задание №7 Заполнение эскиза цветочным орнаментом до 10 декабря
ДОСКА ПОЧЁТА ________________________________________________________________ Уважаемые участники МК , пожалуйста , ЧИТАЙТЕ ЧАВО - вопросы и ответы.
Материалы и инструменты:
Кисти: белка №№2 и 3,колонок№ 0 или 1 Краски-темпера или гуашь с добавлением клея ПВА ( кадмий красный тёмный, кадмий жёлтый тёмный или средний, окись хрома и сажа газовая) Инструменты - циркуль, линейка (30 см), простой карандаш, стирательная резинка Бумага - Для эскиза-плотная бумага и много-много листов для отработки упражнений!!!
Создайте новый альбом на Яндексе. Тогда работу можно будет рассмотреть в разных размерах и без рекламы. На яндексе под каждым фото есть две подписи "В другом размере" и "Код для вставки на сайт или в блог", с ними нам и надо работать. Сначала выбираем размер: А потом ссылку(причём от средней ссылки берёте верхнюю часть выделением левой мышкой и копируете, а потом ставите в сообщение) :
И ещё небольшой советик: Когда снимаете ,делайте много света, отключите вспышку, выберите опцию "макро", поднимите фотоаппарат над объектом и снимайте.
Если ваше изделие плоское можно использовать сканер, тогда будет очень точное изображение.
Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 16:59 | Сообщение # 801
******
Группа: Модераторы
Сообщений: 459
Статус: Offline
вот и мое 5 задание моя задумка будет понятна когда мы будем делать растительный орнамент, а пока что это секрет (поэтому я и спрятала карандашный набросок по серединке)
Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 17:25 | Сообщение # 802
**********
Группа: Член клуба
Сообщений: 2720
Статус: Offline
Bukovka, Яна, какие красивые у тебя птицы! Это же надо так крылышки у петушка изобразить! Вот, наш арсенал изображений в росписи поплнился еще такими уникальными птицами! А раскрытия тайны твоего секретного замысла будем ждать с нетерпением и гложущим любопытством! ЧАВО Школа
Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 20:12 | Сообщение # 805
******
Группа: Модераторы
Сообщений: 459
Статус: Offline
N-Schlereth, спасибо! а я не много места заняла птичками, это не помешает цветочный орнамент вписать? и то что над курочкой больше пустого места, чем над петушком?
Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 22:22 | Сообщение # 807
**********
Группа: Член клуба
Сообщений: 2720
Статус: Offline
Bukovka, ты не переживай, у нас все получится благодаря пластичному пермогорскому растительному орнаменту.
dominyka, Оля! КЛАСС!!!!!!!!!!
Дударь просто отменный! И петух совсем не лишний. Он просто сидит там втихаря позади и слушает-подслушивает. Отличное решение и прекрасное исполнение! ЧАВО Школа
Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 22:38 | Сообщение # 810
*****
Группа: Член клуба
Сообщений: 184
Статус: Offline
dominyka, - потрясающе!!! Я в восторге!
Наташа, всвязи с работой от Оли, dominyka у меня возник вопрос о стиле человеческих фигурок. Надо обязательно придерживаться Пермогородского стиля или можно рисовать в более свободной трактовке? Я определилась с темой для 5 задания, но никак не определюсь с техникой. Открыла кучу картинок из книжек для созерцания, но теперь сомневаюсь какому стилю отдать предпочтение - руки, ноги, лица как рисовать лучше? Я просто страшно придирчивая к тематике и стилям народных росписей... потому до последнего мучаюсь сомнениями. Это касается любого стиля росписи, которым я владею или учусь. Меня зовут Тоня **************** Моя коллекция кукол Мой сайт по вышивке Дневник
Сообщение отредактировал lovebser - Воскресенье, 18.11.2012, 22:46
Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 23:26 | Сообщение # 812
**********
Группа: Член клуба
Сообщений: 2720
Статус: Offline
Мои дорогие и любимые волшебницы с золотыми руками и творческими мыслями , замечательной фантазией и светом в глазках! Пожалуйста, очень внимательно читаем написанное. Много моментов, которые надо осмыслить.
Задание № 6 Знакомство с растительными элементами .Где, как, откуда они растут.
Одно из самых броских отличий в белофонных росписях Северной Двины являются формы листочков. Если присмотреться к Борецкой и Пучужским росписям, то видно, что на верхних частях листочков есть такие шарики-ягодки.
В Пермогорской же росписи, листочки в своей верхней части всегда либо только округлые, либо с красивым остреньким уголком, но без каких-либо шариков-ягодок. К тому же, в Пермогорке нет длинных, вытянутых листочков, напоминающих стручки с горошинками.......так что-главное отличие теперь вам известно. Напоминаю то, что мы уже изучали-в Пермогорке используются основные три цвета (красный, зеленый, желтый), иногда-совсем редко и очень скупо кобальт, оживка идет черным цветом. В Борецкой же росписи существует очень большая палитра цветов. В Пучужской-только красный, желтый , зеленый, синий плюс еще белильные точки для оживок на листочках и веточках, этакая россыпь жемчужинок. Это помимо контура черным. Увидели длинные веточки и листочки с ягодками на концах плюс россыпь белых жемчужинок на скупом цветовом оформлении, где преобладает красный...ПУЧУГА!
Увидели затейливое многоцветие таких стручочков и листочков с ягодками на кончиках, да еще , возможно, с золотом-поталью , а не акрилом, БОРОК!
Конечно же есть и другие отличия. Формы птиц, розеток, очертания лошадок, формы саней-возков, даже контуры шапок у возниц-всё имеет значение. Но вот перечисленные признаки в цветовой гамме и формах листочков-первое, на что вы должны обращать внимание для различий в этих графических БЕЛОФОННЫХ росписях . И, как вы понимаете, эти оживки являются ТРАДИЦИОННЫМИ именно для конкретных росписей, и смешивать их недопустимо, как бы этого ни хотелось. Ну а поскольку мы сейчас с вами изучаем Пермогорскую роспись, то давайте и присмотримся к растительным элементам, которые существуют в ней.
Итак, основным растительным элементом в пермогорской росписи является листочек "трилистник" (строго говоря, это цветок, но легче для понимания говорить о нем, как о листочке). ПРЕОБЛАДАЕТ В РОСПИСИ ВЫПОЛНЕНИЕ ЕГО КРАСНЫМ ЦВЕТОМ. Напомню, красный цвет в росписи является ведущим, дополнительный цвет-зеленый, а связующий-желтый.
Посмотрите, на кустик в верхней половине этой иллюстрации. Одна половинка с округлой верхней частью-справа, слева же-с острым уголком. Это только пример, как можно изобразить кустик. Вовсе не обязательно делать только так. Обе половинки могут быть и с округлами частями , также-и с остренькими.
Нам надо сначала научиться выполнять отдельные "листочки". И, пожалуйста, старайтесь их делать такими кругленькими, "пузатенькими", а не тощими и длинными. "Пузатенькие" листочки смотрятся очень красиво. Помимо всего прочего, с "пузатенькими " листочками легче формировать самые затейливые вьющиеся орнаменты.
На тренировочных листах-черновиках учимся писать красивые листочки и мелкие элементы.
Порядок выполнения нам уже привычен : сначала карандашный эскизик, затем -заливка цветом, далее-оконтуривание черной тонкой линией и нанесение оживок.
Я показываю вам небольшое разнообразие взаимного расположения пары трилистников относительно друг друга. Также-возможные варианты оживок. Обратите внимание-на веточке трилистники могут располагаться в зеркальном отображениии, может быть так, что один трилистник находится ниже другого.
Какие еще элементы бывают в росписи? так называемые "ПРИПИСКИ"-элементы, которые могут быть дополнениями к основной веточке или кустику, являющиеся логическим продолжением-дополнительным оформлением кустика или веточки.
Сочетания между собой различных элементов настолько многообразно, что привести ВСЕ ПРИМЕРЫ просто не представляется возможным. Думаю, что, если всю жизнь писать Пермогорскую роспись , каждый раз придумывая новые сочетания, все равно не выполним эту грандиозную задачу.
Каждый растительный элемент Пермогорской росписи может быть абсолютно самостоятельным и располагаться по вашему желанию где угодно. Просто где-то на фоне росписи-логически прикрыть "дырку"-пустое пространство, требующее заполнения. Может расти отовсюду-с боков, сверху или снизу. Причем, если у вас использована орнаментальная полоса "бордюр"-резной, то есть не просто прямая линия, то элементы вырастают между узорными зубчиками
Говоря о растительных элементах , ни в коем случае нельзя забывать о тюльпановидных цветах. Кстати, ВНИМАНИЕ!!!!!!! В изданиях, которые мы используем для нашего просвещения фигурируют названия "тюльпаны". Название в корне неверное! Тюльпановидный цветок-корректнее. Поскольку никаких тюльпанов на севере не растет, а такая форма цветка используется в русских росписях, в том числе, и в церковном орнаменте исстари. И называется это ДРЕВНИЙ ЦВЕТОК КРИНА
Итак, что же нам преподносится под неправильным названием ПЕРМОГОРСКИЙ ТЮЛЬПАН?
Разноообразить Цветок Крина можно также множеством вариантов. В основном, это достигается, как именением цвета отдельных его элементов, так и построением узорной веточки.
А вот построение узорной веточки-очень важное умение! Без него нам не выполнить красиво нашу роспись...... Основой для бегущей, вьющейся веточки является "КРИУЛЬКА", известная нам из Хохломской росписи.
Ведущая линия криульки, может расти откуда угодно-из боковых стенок, из угла, из пола или потолка. Может быть длинной орнаментальной лентой, может быть небольшим кустиком из двух-трех ответвлений. Может быть логическим продолжением линии цветочка-трилистника. Выходить из междуузлий этого трилистника.... Разнообразие бесконечно!
Как делаю я......Например, я хочу создать узорную полосу цветочного орнамента, зеркально симметричного относительно центральной оси симметрии......Намечаю сначала карандашные линии , ограничивающие мой орнамент по высоте, намечаю среднюю лини орнамента, а потом по центру пишу центральный элемент... Просто пара трилистников , зеркально симметричных или Цветок Крина-Древо Жизни......И начинаю из междуузлий проводить округлые линии-веточки криульки. Обязательно надо намечать на равных расстояниях линии "перелома" нашей криульки-там, где она меняет свое направление .......
Помните мое сетование на собственную лень в прошлом уроке? Когда очень приличная работа оказалась испорченной из-за того, что не ограничила "коридорчик"? И орнамент отклонился в сторону....
Итак, подготовительные линии нанесены. И теперь я начинаю проводить по принципу орнамента линии, выходящие из округлостей наших трилистников.....
Что значит "принцип орнамента"? Напоминаю..Провели одну линию, тут же повторили ее там, где она есть еще в орнаменте. Итак, провела линию, отразила ее там, где она должна повториться, написала на ней растительный элемент , повторила его.....следующая линия или завиток криульки, отражение.........новый элемент, отражение........ Мало показалось? Выпустила из междуузлий новые ведущие линии, написала новые элементы.
Вот так показывается в альбоме Дорожина заполнение орнаментальной криульки:
Вообще, криулька-просто замечательный элемент в росписях! Его можно направлять куда угодно. Можно заполнить орнаментом любое, самое затейливое по конфигурации пространство.Причем, орнамент можно замкнуть-закончить там, где было начало.
Можно "заткать" всё пространство цветочным ковром
И ничего нам не мешает подвести веточку прямо под ножки птичке или создать красивое обрамление. Ничего, также нам не мешает вести роспись, если ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ и/или ЭЛЕМЕНТЫ разной высоты (роста)
Вы уже видели в иллюстрациях, что кустики, цветы могут расти и "вверх ногами". То есть не только вырасти из "потолка", но и еще быть в перевернутом положении.Так что-возможности, поистине, неисчерпаемы.
Еще раз покажу те орнаменты, котрые придумывались у меня:
Просто рассмотрите, откуда растут веточки, как я их изгибаю по своему усмотрению.....Как можно переворачивать кустики и веточки. Как выращиваются дополнительные листочки-цветочки там, где Я этого хочу. Уголковым орнаментом также могут служить другие элементы-из общего многообразия растительности........ ТАК ЧТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМ НОВЫМ ЗАДАНИЕМ?
Новое задание № 6 подразумевает, чтобы вы в течение последующей недели, до 26 ноября, на тренировочных листах-на черновиках потренировались : 6.1 писать отдельные листочки-цветочки-трилистники с разными кончиками вверху-округлыми и острыми. (Примеров у вас достаточно. Можно смотреть на мои листочки, можно-на примеры из книг). 6.2 разнообразить оживки (посмотреть и попробовать разные сочетания оживок. Капельки вместо штришочков, спиральки вместо полудужек. Может быть, где-то захочется сеточку дать?) 6.3 Научиться писать разные добавочные элементы-приписки. 6.4 Поупражняться в написании различных видов тюльпановидных цветов КРИНА. И составили хотя бы парочку примеров орнаментов на основе криульки. (Особое внимание округлости линий криульки!!!!!!!!) 6.5 Один пример орнамента на основе криульки - на основе Крина в центре. 6.6 Другой орнамента на основе криульки - на основе кустика. -Это МИНИМУМ.Превышение тренировочных упражнений, как всегда, приветствуется!
По поводу сроков выполнения не переживайте! Вдруг, если совсем будет трудно-срок продлится. Но прошу-не затягивайте. Пусть наше выполнение задания займет дней десять, но никак не пару недель..... Я всегда вам готова помочь. Так что, не стесняйтесь, обращайтесь! Но я знаю, что вы умницы самостоятельные! Иначе бы мы все не видели той красоты, которую вы приносите сюда.
Только после ваших тренировок в прописи растительности, после того, как вы поймете суть построения орнаментальной ветки практически, мы перейдем с вами уже к заполнению растительным орнаментом наших эскизов. Я предполагаю, что при том, как великолепно вы сейчас выполняете задания, мы можем 10 декабря закрыть наш МК с результатами просто впечатляющими! Ведь каждая ваша работа является шедевром! Причем, ВСЕ работы, без исключения, являются АВТОРСКИМИ!
Удачи вам, терпения и замечательного настроения! ЧАВО Школа
Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 23:37 | Сообщение # 813
***
Группа: Член клуба
Сообщений: 81
Статус: Offline
Добрый вечер, девочки! Bukovka Какие птички у Вас получились чистенькие, аккуратненькие! Одно загляденье!!!И я теперь заинтригована, что же будет в центре рисунка? dominyka Дударь нарисовался симпатичный!
N-SchlerethНаташенька, спасибо за задание, оно такое бо-ль-шое-е-е-е!Успеть бы за неделю! Бум стараться!
Сообщение отредактировал natalimig - Воскресенье, 18.11.2012, 23:46
Дата: Воскресенье, 18.11.2012, 23:39 | Сообщение # 814
**********
Группа: Член клуба
Сообщений: 2720
Статус: Offline
lovebser, Тоня, ты задаешь очень правильный вопрос. Вообще, любые сценки из тем гуляний, праздников, да и большинство тем, в которых фигурируют человеческие фигуры очень хорошо отражались в ПОТЕШНЫХ ЛИСТАХ-в ЛУБОЧНЫХ картинках. Вот эти лубочные картинки и являются хорошим образцом для подражания. Ведь крестьяне заимствовали оттуда варианты написания фигур и сцен. Также влияние Лубка можно усмотреть в оживках,. У Ларисы и у Аллы-сценки чаепития-сватовства классические. Только Лариса оформила свою в стиле более близком к истокам, а у Аллы, роспись получилась более мягкая, женственная, выглядящая современнее. Так и у Оли совершенно нормальная сценка из сельской, деревенской жизни-пастушок, играющий на дудке, но выполнена в более современных, мягко -округлых линиях. Также, мы уже видели у Иры-Нэнси красивую сценку танца, тоже-в более современной "озвучке". Но ни одна из сценок, которые выполнили девочки не противоречит росписи. Просто идет РАЗВИТИЕ..... Если ты хочешь очень строго придерживаться стиля и соответствия Пермогорской росписи, то обрати пристальное внимание на иллюстрации-фото подлинных изделий и Лубочные картинки-Потешные листы... ЧАВО Школа
Дата: Понедельник, 19.11.2012, 00:47 | Сообщение # 821
*****
Группа: Член клуба
Сообщений: 184
Статус: Offline
Спасибо за ответ, Наташа. Всё-таки я сторонница канонов... так что буду их и придерживаться. Прочитала новое задание и обратила внимание на примерные сроки окончания. Вот будете смеяться, но наш курс заканчиватся вместе с моим курсом в институте! Реально в 1 неделю! Что это для меня значит???? Хочу ещё!!! У меня будут каникулы до первой недели января и я очень надеюсь, что в это время вы нас порадуете ещё каким-либо мастер-классом. Может даже по такой любимой мной матрёшке???? Или я бы с удовольствием подучилась бы Борецкой росписи.. или что-то ещё. Какие-то планы уже имеются???
Ну и конечно же, я приложу все возможные усилия, чтобы не задерживать мастер-класс, чтобы мы все вместе закончили 10 декабря! Меня зовут Тоня **************** Моя коллекция кукол Мой сайт по вышивке Дневник
Сообщение отредактировал lovebser - Понедельник, 19.11.2012, 00:47
Дата: Понедельник, 19.11.2012, 01:02 | Сообщение # 822
**********
Группа: Член клуба
Сообщений: 2720
Статус: Offline
lovebser, Тоня, я вообще-то не против того,чтобы продолжать проводить наши мастер-классы. Тем более, учитывая такую отдачу от вас всех.Но я планирую закончить наш текущий МК к 10 декабря, чтобы дать всем возможность подготовиться к Новому Году, написать какие-то маленькие вещички-подарки, да и просто отдохнуть. Если мы будем только рисовать, боюсь, что новый МК может затянуться на неопределенное время, учитывая практически двухнедельный период празднования в Росии....... Я не могу сейчас обещать, что мы сразу же начнем заниматься в следующем МК. Разве что-можно наглядно показать роспись того же яйца-матрешки уже в Пермогорской росписи. Или дать развертку-эскиз для матрешки в этой же росписи. Такое-мне вполне по плечу для небольшого отрезка времени. Так что загадывать и обещать не буду, но подумаю. ЧАВО Школа
Дата: Понедельник, 19.11.2012, 01:06 | Сообщение # 823
*****
Группа: Член клуба
Сообщений: 184
Статус: Offline
Ой, как быстро ответила, спасибо большущее!!! Да, я что-то не подумала про НГ и всё такое. Вот ведь, как увлеклась!!! Прийму с удовольствием любое решение. И буду ждать новый МК после НГ уже. Спасибо тебе огромное!!! Меня зовут Тоня **************** Моя коллекция кукол Мой сайт по вышивке Дневник
Дата: Понедельник, 19.11.2012, 01:08 | Сообщение # 824
**********
Группа: Член клуба
Сообщений: 2720
Статус: Offline
lovebser, увлеченнось радует! Это же здорово, что мне удается заинтересовать наших участниц МК росписью да так, что есть у людей желание учиться еще и еще. ЧАВО Школа
Дата: Понедельник, 19.11.2012, 02:20 | Сообщение # 825
**********
Группа: Модераторы
Сообщений: 1770
Статус: Offline
N-Schlereth, Наташа меня вот вопрос мучает,а на шкатулке ,если она небольшого размера,достаточно ли просто красных бордюров? Или всетаки полностью рамочки выписывать.Незнаю правильно ли вопрос поставила?Я имею ввиду боковины