Пятница
29.03.2024
01:16
Приветствую Вас Гость
RSS
 
УЮТНЫЙ ДОМ
Главная Регистрация Вход
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОСПИСЕЙ - ФОРУМ »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: marshunchik, dominyka  
ФОРУМ » ВЕРНИСАЖ » РОСПИСИ » ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОСПИСЕЙ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОСПИСЕЙ
dominykaДата: Пятница, 09.03.2012, 02:41 | Сообщение # 1
**********
Группа: Модераторы
Сообщений: 1770
Статус: Offline
Все замечания, предложения и вопросы по росписям - в личку модераторам форума или в тему Роспись по дереву
Здесь постепенно будет выкладываться информация по отдельным видам росписи.
Переход на нужную роспись - по клику

Росписи Нижегородского края
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
ПОЛХОВСКО-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ

ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ - Украина
Росписи Архангельского края
ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ
РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
ШЕНКУРСКАЯ РОСПИСЬ
ОНЕЖСКАЯ РОСПИСЬ

ПУЧУЖСКАЯ РОСПИСЬ

ПИЖЕМСКАЯ РОСПИСЬ - республика Коми
ВЯТСКАЯ РОСПИСЬ
КАРЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
ПЕТЕРБУРГСКАЯ РОСПИСЬ
ВЛАДИМИРСКАЯ РОСПИСЬ
КИЕВСКАЯ РОСПИСЬ
КУРСКАЯ РОСПИСЬ
ВОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ - Ленинградская обл.
ЛИПЕЦКАЯ РОСПИСЬ
УРАЛО-СИБИРСКАЯ РОСПИСЬ
КЕМЕРОВСКАЯ РОСПИСЬ
ТАГИЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
Лаковая миниатюра
ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ
ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА-МСТЕРА
ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА ХОЛУЙ
ФЕДОСКИНО
Росписи Вологодского края - Электронные книги
ГАЮТИНСКАЯ
КИЧМЕНГСКО-ГОРОДЕЦКАЯ
ШЕКСНИНСКАЯ ЗОЛОЧЕНКА
ШЕКСНИНСКАЯ ЗОЛОЧЕНКА
 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:15 | Сообщение # 2
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА



Хохлома — это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента.


Колорит хохломских изделий – золото, киноварь и черный цвет. Классическое сочетание трех цветов дополняют иногда коричневым, оранжевым, желтым, зеленым цветами.
 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:15 | Сообщение # 3
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
Виды хохломской росписи

При "верховом" письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента:
- "травная" роспись;
- роспись "под листок" или "под ягодку";
- роспись "пряник" или "рыжик".


Разновидностью "фоновой" росписи является "Кудрина".


элементы хохломской росписи вы можете увидеть здесь

Виды хохломской росписи, используемой на предприятии "Хохломская роспись" вы можете увидеть здесь
 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:15 | Сообщение # 4
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
Известные хохломские художники и их работы

1. Красильников Федор Федорович (1876-1940), мастер хохломской росписи из глубинки.
2. Кузнецова Антонина Петровна, Член Союза художников России с 1945 года.
3. Доспалова Екатерина Николаевна, 1932 -2001 гг. Засл. худ. РСФСР, лауреат госуд. премии РСФСР им. И. Репина, 1969 г.
4. Иванова Нина Ивановна, 1928 г. р. Засл. худ. РСФСР, лауреат госуд. РСФСР им. И. Репина, 1969 г.
5. Сальникова Нина Петровна, 1932 г. р. Засл. худ. РСФСР, лауреат госуд. премии РСФСР им. И. Репина, 1969 г.
6. Синева Марфа Федоровна, 1936 г. р. Засл.худ. РСФСР, лауреат государственной премии РСФСР им. И. Репина, 1969 г., в дальнейшем - главный художник фабрики «Липецкие узоры»,
7. Лушина Ольга Павловна, 1928 г. р. Засл/ худ/ РСФСР, лауреат госуд/ премии РСФСР им. И. Репина, 1969 г.
8. Веселова Ольга Николаевна, 1931 г. р., лауреат государственной премии РСФСР им. И. Репина, 1969 г.
9. Бусова Александра Тимофеевна. лауреат государственной премии РСФСР им. И. Репина, 1969 г.
10. Киева Зинаида Флигонтьевна, лауреат государственной премии РСФСР им. И. Репина, 1969 г.
11. Удалова Валентина Александровна, Народный художник России (1999)
12. Гущин Николай Александрович, народный художник России, Гл. художник Ковернинской фабрики "Хохломской художник", альбом
13. Белянцева Таисия Акимовна, Заслуженный художник РФ (1982)
14. Яковлева Елизавета Владимировна, Член Союза художников России с 1982 года
15. Иванов Николай Алексеевич, Член Союза художников России с 1987 года
16. Баранова Татьяна Васильевна, Заслуженный художник РФ (1994), Лауреат премии им. Ленинского Комсомола (1979)
17. Иванова Галина Изосимовна, Заслуженный художник РФ
18. Солоницина Нина Николаевна, Заслуженный художник РФ
19. Лушина Надежда Александровна, Член Союза художников России с 1994 года.
20. Швецова Валентина Калентьевна, Засл.художник РФ (), Лауреат премии им. Ленинского комсомола (1984).
21. Грибова Любовь Николаевна, Заслуженный художник РФ (1999)
22. Дашкова Валентина Семеновна, Заслуженный художник РФ (1999)

Персональные данные об этих художниках вы можете посмотреть здесь, выбрав из таблички слева начальную букву фамилии

Современные авторские работы, занесенные в реестр коллекционных изделий предприятия "Хохломская роспись"вы можете увидеть здесь
Фильм о Хохломе
 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:16 | Сообщение # 5
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ








История возникновения

Городецкая роспись — большое явление в русском народном творчестве
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в Нижегородской губернии, в деревнях, расположенных на берегах Узолы, в селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др, недалеко от крупного села Городец, на ярмарке которого продавались изделия мастеров. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Роспись, ни на что не похожая, одновременно и смелая и наивная, непритязательная и форсистая.


Периоды развития росписи

 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:16 | Сообщение # 6
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
Сюжеты городецкой росписи

При переходе к росписи городецкие мастера перенесли из искусства резьбы и инкрустации много готовых, уже прочно сложившихся сюжетов.
Так, условные, как правило, плоскостные и несколько статичные изображения росписи повторяли резные инкрустированные работы, где такая манера диктовалась техникой резьбы и характером материала: твёрдый и колкий морёный дуб не позволял делать картинки вполне реалистичными и разнообразными, приучал мастера-резчика к строгому, условному, обобщённому языку.


Основные приемы росписи



Последовательность росписи:

-
 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:16 | Сообщение # 7
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
В построении цветочной композиции существует неписаный закон:

- в центре обязательно самый крупный цветок - роза, купавка,
- по бокам розетки, окружённые мелкими цветочками, бутонами, ягодками и листочками. Остроконечные или округлые листья чаще расположены группами по три или пять лепестков.
- ягодки, бутоны розетки, купавки в городецкой росписи начинают писать с подмалевка основного цветового пятна.
Чем сложнее мотив, тем больше этапов в выполнении его моделировки. Здесь существует определённый порядок.
- Сначала во всех случаях наносят сердцевину более темным цветом, чем подмалевок: у ягодок, бутонов и купавок, наверху, у розеток – в центре.
- Затем у бутонов, розеток и купавок рисуют нижний лепесток тем же цветом, что и сердцевина, за ним все остальные. У всех мотивов, кроме розетки, они уменьшаются по мере приближения к сердцевине.
- Потом начинают разработку светлыми (обычно белой или желтой) красками. У ягодок на сердцевину наносят точку, а в середину скобочку. На бутонах от сердцевины вниз рисуют расходящиеся веером тонкие линии. У розеток около сердцевины изображают венок из точек или мелких лепестков, крупные лепестки дублируют изнутри или оттеняют спиралевидными кружочками (существуют и другие варианты разживки)

Виды композиций

Элементы городецкой росписи



Были использованы материалы:
Л.Я.Супрун, Городецкая роспись, 2006
Т.Маврина, Городецкая живопись
М. С. Соколова "Художественная роспись по дереву"
Ю.Арбат, Путешествие за красотой, 1966
 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:16 | Сообщение # 8
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
Работы известных городецких художников

Беспалова Лилия Фёдоровна, 1936 г. р. Заслуженный художник РФ (1997), лауреат Государственной премии РСФСРим. И.Е.Репина (1985)

Деревянко Вера Владимировна, Художник Городецкой росписи, член Союза художников России с 1998 года.

Касатова Фаина Никифоровна, Заслуженный художник РФ (1997), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина (1985)

Колесникова Вера Александровна, член Союза художников России с 1998 года.

Кубаткина Лидия Александровна, Заслуженный художник РФ (1997), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина (1985)

Приваловская Наталья Семеновна, Член Союза художников России с 1998 года.

Соколова Александра Васильевна, Заслуженный художник РФ (1997), лауреат Государственной премии им. И.Е.Репина (1985) ,

Староверова Елена Николаевна, член Союза художников России с 1998 года.

Черткова Валентина Анатольевна, член Союза художников России с 1990 года.

Персональные данные об этих художниках вы можете посмотреть здесь, выбрав из таблички слева начальную букву фамилии

Работы современных городецких художников вы можете увидеть здесь

Прекрасный, трогательный фильм о городецкой росписи Черный конь - белая грива



Фильм о Городецкой росписи


Ремесло 66- Городецкая роспись по SlavTradition

Последний филь о Городецких промыслах - "Пряничный домик"

 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:16 | Сообщение # 9
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
Полховско-Майданская роспись


История возникновения
На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе находится один из известных центров росписи по дереву, в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское
Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, детские игрушки (шарики, пугачи, погремушки, птич¬ки-свистульки), солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо вы¬ражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками», или «турурушками», что в народном понимании означает вещи несерьез¬ные, для забавы.


Сюжеты Полхов-Майданской росписи
В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент.
 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:16 | Сообщение # 10
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
Основные приемы росписи
Никаких шаблонов на полхов-майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности. Перед росписью изделие проходит специальную подготовку. Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.
Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом),
В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.

Роспись матрешек:

Лицо нарисовано условно и торопливо — смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками — небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук. И наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом — красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок — роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком-розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками — незабудками или маргаритками — по бокам


Бесконтурная роспись

Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись. В ней выработался своеобразный стиль.


Роспись «домики»

Процесс росписи
Эементы росписи

фильм Майданы
Фильм "Народные художественные промыслы Нижегородской области"

Народные художественные промыслы Нижегородской области

Были использованы материалы:
Ю.Арбат, Путешествие за красотой, 1966
В.А.Барадулин. Художественная обработка дерева
В.А.Барадулин. Полховский Майдан, 1986
Фото экспонатов Нижегородского музея истории народных промыслов
 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:17 | Сообщение # 11
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ




История петриковской росписи
Еще в середине XVIII века приднепровские места были облюбованны для заселения кошевым атаманом Войска Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья - Петриковка. Земля петриковская взрастила не одно поколение мастеров народного творчества. Издавна славились по всему Приднепровью петриковские ярмарки, на которых особенно ценились изделия местных «рисовальщицей» - мастериц из росписи домов и их внутренней отделки. Быстрые, умелые руки волшебниц творили чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель в красивое жилье.

Даже среди самых известных "рисовальщицей" Татьяна Акимовна Пата - явление уникальное. Она не только настоящий художник, который сумел создать свою неповторимую вязь петриковской орнамента, но и основатель целой школы декоративной росписи. С юных лет разрисовывая дома, печи, крестьянский инвентарь, она в совершенстве овладела искусством росписи. Поражают тонкий художественный вкус и живописная мастерство Татьяны Паты, которая "на глаз" виртуозно творила свои райские кущи из простых полевых и садовых цветов, из коряг калины и клубники, любовно взлелеянный им в собственном дворе.

Совсем по-другому видит и вторит свет в декоративных панно Надежда Аврамовна Белоконь. Она - настоящий народный мастер в подходе к решению композиционной картины. Свободно и гармонично вплетаются незатейливые сюжеты ее живописных рассказов в богатую отделку цветочного орнамента. Звонкое анилиновая многоголосие праздничных процессий молодых, свадебных поездов, сватанье, нарисованных ею с непритязательной простотой, похожей искрящимся юмором и весельем на народные танцевальные мелодии. Наивный мир добра и счастья. Только искренность чувств и щедрость души могли породить эти яркие красочные картинки жизни родного села и землякам.

Из трех старейшин петриковской росписи Ирина Ульяновна Пилипенко наиболее традиционная. Крепкая нить связывает творчество мастерицы с утечками петриковской искусства, когда «мальовка» говорила еще языке настенной росписи и мудрая простота декоративного орнамента сочеталась с монументальной значимости каждой его детали. Неподдельный реалист в изображении "петриковской цветка", поэт, глубоко чувствует "упругий ритм травы цветения", Ирина Пилипенко творит свои цветочные фантазии согласно народного представления о красоте. А красота эта, судя по ее "малевкам", рождается на гармонии контрастов. Мастерица чутьем угадывает, какие цветы объединить в букет, чтобы их соседство подчеркивало неповторимую прелесть каждого. Так, крупные яркие георгины особенно хороши в ее декоративных росписях рядом с простенькими по форме и цвету цинниями, массивные темные головки «луковиц» словно нарочно выглядывают из-за гвоздик, подчеркивая сочное окраску и причудливую ажурность их лепестков. Умение сопоставлять, объединять разнородное в гармоничный образ воспитывалось природой. Урок этот Ирина Пилипенко, наблюдательный человек и талантливый художник, усвоила быстро и на всю жизнь.
 
marshunchikДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:17 | Сообщение # 12
**********
Группа: администратор
Сообщений: 2127
Статус: Offline
Немалую роль в расцвете росписи сыграла открытая в 1936 году в Петриковке школа декоративного рисунка. Главным педагогом ее на долгие годы стала Татьяна Пата. Несколько поколений обязаны ей возможностью открыть дверь в неизвестный, но прекрасный мир искусства.
С блестящей плеяды учеников Татьяны Паты наиболее последовательными в обогащении традиций петриковской росписи, новаторами по духу и широте творческих интересов стали Федор Савич Панко и Василий Иванович Соколенко. Оба они много сделали для спасения промысла в 50-е годы, когда возникла реальная угроза вытеснения с рынка сбыта произведений умельцев более, производственной сувенирной продукцией.
Роспись Федора Панка сочная, крупная, без лишней мелкости. Рисунок орнамента простой, но отточенный. В колорите его изделий преобладают красные, синие, зеленые цвета - любимые краски в украинском народном творчестве. их богатая тональная партитура, от холода; сине-фиолетовых до горячих охристо-оранжевых.

Рисунок на изделиях Василия Соколенко - это самые подвижность и беспокойство, игра контрастов в цветном решении и масштабных соотношениях деталей. Поразительна его способность подмечать в природе и передавать в расписании динамику борьбы всего живого за место под солнцем.

Свои радужные краски петриковцы добывали из знакомых с детства трав, листьев, ягод и цветов, вываривая их особым образом. Любимый красный цвет получали из вишневого сока, зеленый - из пырея и листьев паслена, синий - из цветов подснежника. Различные оттенки желтого давали лепестки подсолнечника, шелухи лука и кора яблоневых побегов. Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром. Значительно позже появились фабричные красители, и лишь в послевоенное время стали использовать гуашь и акварель. Инструменты для росписи имели также естественное происхождение. Палочки из ростков деревьев, стеблей болотных трав, самодельные кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера - вот небогатый набор художественных орудий, которыми творили народные умельцы большое разнообразие композиций цветочного орнамента, которое удивляет нас и поныне.
Петриковская декоративная роспись действительно является одним из уникальных проявлений украинской художественной культуры. Культуры древней, которая уходит корнями в глубины истории, создаваемой на протяжении веков трудом и талантом наших предков и современников. Культуры сугубо национальной, не замутненной посторонними примесями и влияниями, воплотившая в себе духовное богатство и творческую щедрость украинского народа.
Людмила Тверская, искусствовед, член Национального союза художников Украины Источник

Техника выполнения петриковской росписи
Уроки петриковской росписи
Секреты росписи. Автор: Харченко Елена Владимировна. Мастер декоративно-прикладного искусства, член НСМНМУ стр37-27
Мастер класс
Продукция
Работы современных художников

 
ЕЛЕНАДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:17 | Сообщение # 13
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
2 часть

Культурное наследие Архангельска - Народные росписи Русского севера


Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Воскресенье, 11.03.2012, 04:17 | Сообщение # 14
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ


Пермогорье - это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, первые по высоте горы. В 4 километрах от нее раскинулась деревня Большой Березник, именуемый в народе не случайно Помазкино, Грединская, Черепаново. Эти деревни, оъединенные общим названием Мокрая Евдома, и являлись центром пермогорской росписи. Возникла она, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30- х годов нашего века. А с конца 60 - х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры".
Техника исполнения Пермогорской росписи, ее колорит, принципы построение композиции, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией. Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Пермогорские прялки - корневого типа с большой широкой лопаской. Обычно лицевая поверхность разбивалась на две части. Верхняя была больше, чем нижняя, но при этом не создавалось впечатлений неустойчивости, т.к. переход от лопаски к стояку был ступенчатым, широким и уравновешивал такую композицию.


.

В статье использованы материалы :

сайтов Интернета
книги Т.Я.Шпикаловой и др. "ИЗО.Основы народного и декоративно-прикладного искусства"М.1997






Основные элементы пермогорской росписи
Схемы фризовых орнаментов.


Материал по изобразительному искусству (ИЗО) по теме:
Пермогорская роспись. Наглядные пособия.
Пушкина Людмила Альбертовна
Опубликовано 25.10.2011




Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Четверг, 05.04.2012, 02:25 | Сообщение # 15
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

Третий вид северодвинской росписи —РАКУЛЬСКАЯ — тоже имеет очень глубокие самобытные традиции. Она совершенно не похожа на пермогорскую и борецкую и по художественным достоинствам в период своего расцвета нисколько не уступает прославленной белофонной росписи Пермогорья. Но популярностью она пользовалась на гораздо меньшей территории — только в одном Черевковском районе.
Экспедиция Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника 1959 года выяснила, что начиная с середины XIX века и кончая моментом затухания промысла в 1930-е годы в деревне Ульяновская росписью прялок и набирух занималась только одна, правда, очень многочисленная семья Витязевых. Ремесло в этой семье передавалось из поколения в поколение. Лучшим художником середины XIX века был Дмитрий Федорович Витязев.



Набируха для ягод. Ракульская роспись. Сережина 19 века. Мастер Дмитрий Фёдорович Витязев





Так же как и в других центрах северодвинской росписи, во второй половине XIX века на Ракулке основное место в производстве занимала роспись прялок. РАКУЛЬСКИЕ ПРЯЛКИ значительно выше пермогорских и борецких. Их ножка почти от основания начинает расширяться закругленными уступами и постепенно переходит в довольно узкую и высокую лопасть, завершенную городками.
Роспись строилась по четкой схеме, которая легко прослеживается с середины XIX и до 30-х годов XX века.
Во второй половине XIX века на Ракулке вместе с Дмитрием Федоровичем Витязевым работала и его жена Авдотья Лупентьевна. Но о ее творчестве трудно что-либо сказать, так как нет уверенности, что прялку, которую потомки Витязевых считают произведением Авдотьи Лупентьевны, действительно расписывала она (прялка с сороками и собакой



Декоративная роспись северодвинских центров XIX века обнаруживает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. В тонком чувстве цвета, в характере самого орнамента, в трактовке жанровых сцен сказались глубокие традиции этого искусства, определенная художественная „школа поколений» и блестящее мастерство исполнителей. Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость, заставляют восхищаться талантом творцов этих изделий и рассказывают о духовной красоте русского человека.


Ракульская роспись. Фрагмент росписи прялки. Начало 20 века



Фрагменты росписи прялки
Ракульская роспись. Начало 20 века



Посмотришь на ракульский листочек – на него как бы лучик солнечный упал и заиграл желтым, золотистым цветом, а в тени – изумрудной зеленью и красно-коричневым. Белые барашки, как капельки росы, сверкают на листочке. Черная обводка делает контур четким, подчеркивает декоративность.



Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Четверг, 05.04.2012, 02:29 | Сообщение # 16
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
В инернете-нашла мастер-класс по этои росписи,так как текст защищен,я сама рисовала.

Берем эскиз-для примера,будем рисовать без него



Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Вторник, 10.04.2012, 20:36 | Сообщение # 17
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ


Борок – древнее село на берегу Северной Двины (ныне Виноградовского района, Архангельской области).
История борецкой росписи начинается с легенды, которая давно живет на двинской земле.
Более пятисот лет тому назад московский князь Иван Третий подчинил себе русские земли. В те времена дань он собирал даже с Пскова и Новгорода. Но группа новгородских бояр, которую возглавила женщина с властным и сильным характером – боярыня Марфа Борецкая (жена бывшего новгородского посадника), – не могла смириться с подобным закрепощением. Чтобы усмирить их, Иван Третий отправил свое войско, и ему удалось покорить Новгород. Марфа Борецкая бежала с боярами в Северную Двину, где она поселилась на высоком берегу, огородив это место валом.
Другой существенной чертой росписи является ее композиция, которая дублирует композицию иконостаса. Поскольку борецкая роспись по дереву обладает сюжетностью, то в основе каждого рисунка непременно лежит главная тема, символически раскрывающаяся в изображениях всадника и лошади, жениха и невесты, князя и княгини, пары птиц на ветвях Древа Жизни, пары животных (лев и единорог). Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния и др.
Борецкая роспись относится к линии северорусских видов росписи, среди которых также известны мезенская, пермогорская, пучужская, ракульская росписи. Их нередко объединяют общим названием – северодвинская роспись. Северорусские росписи делятся на живописные и графические.
Живописные – это ракульская, шенкурская, олонецкая, каргопольская, вятская. К графическим видам росписи относятся борецкая, пучужская, мезенская. Главным и основным материалом северных мастеров было дерево. Расписывали прялки, туеса, короба, орудия труда и предметы домашнего обихода.





Борецкая роспись отличается от других видов росписей Северной Двины (например, от пермогорской и ракульской) белизной фона, где ведущий цвет – красный.
Другие основные цвета – охра, ярко-зеленый.
Особую пышность работе придавало украшение сусальным золотом. Узоры преимущественно растительные и геометрические.
Другой значительной особенностью росписи является ее kомпозиция– она повторяет композицию иконостаса.
Прялка разделена на ярусы, разделенные орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон.

Центральная часть композиции – некое подобие Царских врат или двери – в этой части содержится основной рисунок, главная тема. Это может быть фигура человека и лошади – всадник или упряжка (санки или ездок – такой сюжет называется «став с конем»), пары людей, например, жениха и невесты, мужа и жены, князя и княгини; пары птиц, сидящих на ветвях дерева (древо жизни), пары животных (лев и конь, лев и единорог), символизирующих борьбу двух начал или миров, земного и потустороннего, различные сцены - сцена сватовства. Также наблюдается строгая симметрия и правильность геометрических форм. Преобладание числа 2 (2 основных героя, 2 окошка, 2 животных) и 3 (3 яруса, 3 окна).

Каждый элемент росписи обладал символикой нередко неоднозначной, при этом вся композиция приобретала смысл. Так, например, древо жизни означало «начало всех начал», плодородие, а также дуальное мужское и женское начала (особенно это подчеркивалось двумя ветками по разные стороны с сидящими на них птицами). Это означало одновременно и единство, и дуальное противопоставление.
Основные элементы борецкой росписи: птицы, конь, древо (пышный куст с толстым стеблем-стволом, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы), тюльпан, веточка с ягодами, трилистник.


Фрагмент "Выезд молодых" 18 в


Фрагмент росписи прялки "Сватовство" начало 20 века


Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Вторник, 10.04.2012, 20:36 | Сообщение # 18
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
ПТИЦЫ



Борецкий конь


Последовательность рисования трилистника


Последовательность рисования веточки с ягодами



Тюльпаны / кусты


А также типы орнамента: уголок, розетка, композиция в круге, композиция в квадрате, ленточный орнамент.
Типы геометрического орнамента



Виды розеток


Уголки



Композиция в квадрате



Материалы


Источники:



фото из инета По мотивам борецкой росписи. Современным авторам спасибо!





Пермогорские сундуки


Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Вторник, 10.04.2012, 20:51 | Сообщение # 19
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ



Лучше сохранилась роспись крестьянских интерьеров. Особенное распространение она имела в областях русского Севера. В 19 веке, а часто еще и в первые десятилетия 20 века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы. Она делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками). Мотивы этой росписи — разнообразные цветы. Расписывали голбец (крытая отгородка рядом с печкой, с дверью на лестницу в нижнюю клеть), подпечек со створками (куда прятали ухваты), залавошник для посуды, судницу в несколько створок (которая шла от печки вдоль боковой стены), воронец (балка для полатей), полку для икон в красном углу, входную дверь. А в центре яркой, веселой расписной избы висела украшенная росписью люлька. Дополняли весь этот комплекс росписи стен и мебели расписные сундуки; зимой у входа на специальном выступе лавки вешали хомут, деревянные части которого покрывала роспись; на лавке, освещенная светом из окна, красовалась прялка; на полках над окнами стояла деревянная посуда с росписью.


Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Вторник, 10.04.2012, 20:56 | Сообщение # 20
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева. Опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь. Вот эта прялка расписана на берегах Северной Двины, а эта мастерами с Пинеги, а эту красавицу, самую маленькую по размеру и необычную по росписи, сделали в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу Мезени. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название — мезенская роспись. Это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, — по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой.


Это старые работы:
Фотографии в альбоме «Мезенская роспись - старые и современные работы» mudrik.natalya на Яндекс.Фотках



А это современные:
Фотографии в альбоме «Мезенская роспись - старые и современные работы» mudrik.natalya на Яндекс.Фотках



Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Вторник, 10.04.2012, 20:56 | Сообщение # 21
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
Мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Подробнее о символике мезенской росписи:



Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.


Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Вторник, 10.04.2012, 20:57 | Сообщение # 22
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
Знаки неба, светил и стихий:




ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ СИМВОЛОВ:
Панно “Гимн жизни” (источник: http://gnozis.info/?q=node/6171 )

Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя — земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест — совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц — человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки — олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” — вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками — родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки — души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”


Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Вторник, 10.04.2012, 20:58 | Сообщение # 23
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
Орнаментможет строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.


Узоры в прямой клетке



Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.


Узоры в косой клетке


Ленточный орнамент



Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.



Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи


Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи





Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Среда, 25.04.2012, 23:56 | Сообщение # 24
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
ПИЖЕМСКАЯ РОСПИСЬ


Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Есть данные, что росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме - большом селе, где шла переписка книг.

Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.

Геометрические узоры - линии, точки, крестики - имели глубокий смысл для древнего человека, который украшал свои предметы быта. Изучением этих символов занимались такие известные ученые как: Б. А. Рыбаков, В. П. Даркевич, А. К. Амброз. Они указывают на то, что прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает воду, крест - символ огня или солнца. Ромб это земной знак, точки - семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, - это символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи. Незнание законов природы вызывало страх перед стихийными бедствиями, и человек, изображая эти символы, пытался таким образом защитить себя от сил природы, т.е. символы были не только украшением предметов быта, но и являлись оберегами.

На Печоре широко распространены расписные короба с довольно простыми орнаментальными узорами, - типичные мезенские изделия из села Палощелья. Сюда, на Печору, их регулярно завозили зимней дорогой через непроезжую в другое время года тайболу. Но есть на Печоре и своя роспись коробов и сундуков. Оригинальный орнамент этой росписи не похож ни на какой другой русский орнамент. В нем нет ничего общего даже с местной же росписью ложек в Скитской, Замежном и Усть-Цильме. Узор печорских сундуков напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм этого орнамента строгий, упругий, вполне подходящий к суровым географическим условиям печорского края. Мастерами этой росписи были: И. С. Мяндин, П. А. Мяндин, С. И. Мяндин, Н. И. Носов, Ф. С. Бобрецов, А. А. Вакуев, А. М. Бажуков, О. С. Аншуков, С. С. Чупров.

Федор Осипович Аншуков жил в деревне Скитской (на месте древнего Великопоженского общежития, где, очевидно, существовала школа переписчиков книг). В молодости Аншуков слыл удачливым охотником, а под старость перешел на ложкарное дело. Его роспись отличалась тонкостью и изяществом. Больше чем другие "писари" он любил применять зеленую краску (а не только черную и красную). Иногда этот мастер подписывался. .


Источники:

Арбат, Ю. А. Печорская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М., 1970. - С. 33-38.
Антрушина, И. Н. История зарождения и бытования пижемской росписи / И. Н. Антрушина // Народная художественная культура Русского Севера в дополнительном образовании детей Архангельской области. Теория и практика : Материала обл. науч.-практич. конф. 13-15янв. 2003 года. - Архангельск : КИРА, 2003. - С. 77-79.
Шелег, В. А. Крестьянские росписи Севера / В. А. Шелег // Русский Север : Ареалы и культурные традиции / Росс. АН, Музей антропологии и этнографии, ПГПУ им. Ломоносова, Регион. фонд культурной программы "Европейский Север" ; ред.-сост.: Т. А. Бернштам, К. В. Чистов. - СПб. : Наука, СПб. отд-ние, 1992. - С. 127-147. : ил.



Основные элементы росписи


Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ЕЛЕНАДата: Среда, 25.04.2012, 23:58 | Сообщение # 25
**********
Группа: администратор
Сообщений: 1658
Статус: Offline
ШЕНКУРСКАЯ РОСПИСЬ


Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Центрами, где развивалась







роспись, были деревня Глубоковка и город Шенкурск. Отсюда название росписей - глубоковская и шенкурская. В Глубоковке ("глухое место", находившееся в 25-30 км севернее села Благовещенского Вельского уезда, в деревне Заручьеве) среди проживавших в ней раскольников имелись иконописцы, переписчики рукописей, знавшие живописный и графический орнаменты Древней Руси, которые и стали мастерами росписи. Мастера глубоковской росписи использовали приемы народной орнаментации и иконописного мастерства…

Заслуга открытия и изучения Шенкурской росписи принадлежит писателю и исследователю Ю. А. Арбату. Он считал, что центр росписи находился в деревне Нижняя Едьма. Шенкурская роспись распространилась по селениям на берегах реки Ваги. Она отличалась от других северных росписей своей композицией, орнаментом, цветовой гаммой. Для нее характерен оранжевый или красный фон, но встречались и охристо-желтый, и изумрудно-зеленый, и темно-синий. Ей свойственен растительный орнамент. Бордюры - красного тона.





Источники:

Арбат, Ю. А. Шенкурская роспись // Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. - М. : Изобразит. искусство, 1970. - С. 87-94 : ил.
Щуров, Г. С. Очерки истории культуры Русского Севера, 988-1917 / Г. С. Щуров ; [вступ. ст. Ю. Ф. Лукина]. - Архангельск : [б. и.], 2004 (Правда Севера). - Из содерж.: Гл. 1 : Народное художественное творчество. Изделия из дерева. - С. 54-64.


Примеры росписи

Листики
Варианты шенкурских листьев,состоят из нескольких частеи,с использованием переходного мазка и разных цветов.


Оформление центра шенкурских цветов


Завитки,травка
Вариант шенкурского цветка.Для этого нужно разделить намеченую окружность на 6-8 равных частеи. В каждои части при помощи дуг разного цвета изображаетса липистки цветка,а затем середина



Дорогие "КАНДИДАТЫ" и "ЧЛЕНЫ КЛУБА" !
Прошу вас зайти в Галерея работ участников и пополнить темку!!! )))
 
ФОРУМ » ВЕРНИСАЖ » РОСПИСИ » ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РОСПИСЕЙ
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024