Есть у нас с вами разные темы. Но вот такой, где мы хотели бы рассказать о каком-то событии в той местности, где живем, об исторических традициях , еще о чем -то,нету. Есть тема "выставки и вернисажи", но , по моему мнению-надо писать там, вести репортаж , если сам там был? Или рассказывать там о предстоящих выставках. А что делать, если событие интересное, а сам там не был, но новостью поделиться хочется? Вот и открылась у меня такая темка. ЧАВО Школа
И первой новостью, которой хочу поделиться- является 700 летие Франкской -Нюрнбергской колбаски! Вчера этот праздник отмечался в Баварии, во Франконии. Отмечался с большим размахом и постоянными репортажами с места событий.
Кратко , что такое Франкония. Германия, как единое государство состоит из Земель (сравним со штатами, союзными республиками), в каждой земле свое правительство, свои местные законы. А есть еще и историческое деление на местности. Вот мой супруг, позиционируя себя говорит :"Я-Унтенфранкер!" Не немец, не Баварец, в первую очередь-а уроженец Нижней Франконии. Бавария-самая независимая Земля в Государстве. И жители отличаются веселым и независимым нравом, а также большей работоспособностью, чем остальные немцы. Наверное, поэтому и сама Бавария-самая красивая и благополучная Земля в стране. А Нижнефранконцы, по словам мужа, это СТОЙКИЕ люди перед любыми ситуациями не пасующие. Он говорит, что там, где другой скиснет и оступится, нижнефранконец упадет , но вновь и вновь поднимется. Этакие НЕВАЛЯШКИ.
Итак, с Франконией разобрались. Про город Нюрнберг мы знаем из истории, что это город, в котором проходил одноименный процесс над преступниками второй мировой войны. А больше, пожалуй и ничего. А этому городу уже более 960 лет. Если кому интересно, то вот здесь можно интересные факты и события посмотреть http://deutschland.su/articles/sights/
И вот в этом древнем городе 700 лет назад сделали вкусные колбаски. Рецепт остался неизмененным. Традиции свято чтутся, колбаски стали известными . И вот такой праздник состоялся вчера во Франконии! Бабушка американского хот-дога...такое сравнение я прочитала. Ну, наверно, тоже верно. Колбаску, поджареную на гриле кладут в Бротхен-булочку, поливают горчицей (наверное новый этап в истории :томатным соусом или майонезом по желанию) и вкусный и сытный перекус вам обеспечен. Ну а к пиву-мировецкий закусон!
О разных колбасках можно прочитать здесь http://univerfood.ru/akva/info/?id=100026&top=2 Но не путайте Франкфуртскую и Франконскую колбаски-разные штучки, хоть и на территории Баварии ЧАВО Школа
Наташ,спасибо за просвещение! 10 лет назад была в Германии и в Нюрнберге(мой дядя там живёт),в самой старой пивной Нюрнберга мы пили пиво с этими самыми колбасками!!!!
Дорогие жители Уютного домика!В Израиле сейчас пора праздников. Я с вашего позволения хочу рассказать вам об этих праздниках, если вам это интересно. Рош ха Шана. Новый год Всем желаю хорошего и сладкого года!!!! 3 сентября наступил 5774 год
Сотворение мира продолжалось шесть дней. Оно началось 25-го числа месяца Элуль и закончилось в первый день месяца Тишрей, когда был создан человек. Знаменательно, что наша Тора указывает отмечать годовщину сотворения мира — Рош а-Шана или начало года — в первый день месяца Тишрей. Иными словами, годовщина Сотворения мира отсчитывается не от первого дня творения, а от шестого — дня «рождения» человека – венца Творения. Значение шестого дня, дня создания человека, важно не тем, что к всему созданному ранее прибавилось новое творение — даже если оно выше остального животного царства (как мир животных выше и сложнее растительной жизни, а растения сложнее минералов). Значение шестого дня заключается в том, что новое создание — Человек — качественно отличалось от окружающего его мира. Именно человек первым признал Творца, как говорит Мидраш: Адама в день создания окружили все животные и преклонились перед ним, ошибочно предположив, что он их создал. Адам же сказал: «Вы думаете, это я создал вас?! Идем, преклоним колени, поклонимся и почтим Б-га, нашего Создателя». Именно так человек выполнил конечную цель Б-га в сотворении мира — самое совершенное из творений, осознало и восхвалило Всемогущего. Из созданий Его — человек выделяется, прежде всего, свободой выбора действий, которую дал ему Б-г. В отличие от животных, слепо следующих врожденным инстинктам, человек обладает полной свободой воли и может пойти в одном из двух направлений. Он может, избави Б-г, выбрать дорогу самоуничтожения (и уничтожения всего вокруг). Или — избрать путь жизни, путь Торы и заповедей. Только выбором последней дороги, человек способен возвысить себя и, как Адам, — все другие создания, до высшей из возможных степеней совершенства. Таково прирожденное право человека, таков его выбор! Следующий важнейший этап в истории мира – рождение еврейского народа – Авраам, Ицхак, Яаков и его 12 сыновей, основоположники колен Израиля. А затем дарование Б-гом Торы, в которой Всевышний записал и передал нам все свои желания. Объективно анализируя историю нашего народа, мы приходим к выводу: нам помогало выжить не материальное благосостояние или физическая сила. Даже в наиболее благоприятные времена Соломона, еврейское государство не было богатым или значительным в сравнении с могучими империями — Египтом, Ассирией и Вавилоном. Нас объединяло и помогало выжить не стремление к сохранению государства или чувство родины — большую часть времени наш народ не имел независимого государства и жил в диаспоре. Нас сплотил и не язык. Еще в Библейские времена Священный язык начал вытесняться арамейским: часть Святого Писания, почти весь наш Вавилонский Талмуд, Зоар и многое другое написано на этом языке. В дни Саадии-гаона и Рамбама разговорным языком большинства евреев был арабский, а позже идиш или другие языки. Нельзя сказать, что наш народ сохранила и вековая культура, поскольку она радикально менялась от эпохи к эпохе, от страны к стране. Одно-единственное сопутствовало евреям во все времена, во всех странах и при всех обстоятельствах — упорно соблюдавшиеся Тора и заповеди. Время от времени среди евреев появлялись группы инакомыслящих, пытавшихся отойти от подлинного иудаизма, например, идолопоклоннические движения во время разрушения Первого Храма, эллинисты во время разрушения Храма Второго, ассимилянты Александрии, караимы и так далее. Сегодня их нет и в помине. Беспристрастно и объективно мы должны признать Тору и заповеди сутью и главной функцией нашего народа — как для каждого еврея в отдельности, так и в отношениях еврейского народа с человечеством в целом. Отсюда следует логический вывод. Политика подражания окружающим народам отнюдь не помогает сохранению еврейской нации. Она скорее подвергает ее опасности и вместо благосклонности народов только усиливает их антипатию. То же самое относится и к евреям, которые ищут расположения нерелигиозных групп уступками и компромиссами в Торе и ее заповедях. Они не только подрывают основы собственного существования и вместе с тем основу существования нашего народа в целом — в Торе и заповедях наша жизнь! — но даже не достигают своих ближайших целей. Такое поведение способно вызвать лишь насмешку и презрение. Маленькая уступка сегодня приводит к большой завтра; уклонение от обязанностей по отношению к Б-гу ведет к уклонению от обязанностей по отношению к человеку. И кто может сказать, где конец этому падению! Сегодня, на пороге Рош Ашана, в благоприятный момент серьезного самоанализа и подведения итогов я глубоко надеюсь, что евреи повсюду — как отдельные личности, так и группы (и чем больше группа, тем значительнее ее способности и ответственность) — признают Подлинную Сущность и Правду. Важнейший фактор нашего существования и выживания есть наша верность Торе и следование ее заповедям в повседневной жизни. Не позволяйте никому обмануть себя выбором более легкого пути, ибо временные преимущества — иллюзорны. Благословение и удача Всевышнего каждому сыну и каждой дочери еврейского народа, чтобы они могли следовать указаниям Рош а-Шана с радостью и наслаждением, чтобы Всевышний уничтожил все, способное этому помешать. Чтобы исполнился стих «Б-г творит спасенья на земле» явно и открыто, и главное, чтобы дал Он каждому еврею год хороший и приятный во всех отношениях. С пожеланием хорошей подписи и скрепления печатью на новый и сладкий год. Надо помнить, в этот день мы все признаем Творца – единственным Властителем всего сущего и так же как при короновании земного царя трубят трубы, мы трубим в шофар. Громкий голос шофар, сотрясал все мироздание в момент дарования Торы, в Рош Ашана мы трубим в шофар, как бы напоминая Творцу: мы единственный народ, принявший Твою Тору, все народы, которым Всевышний предлагал Тору, отказывались от нее, мы же приняли ее безоговорочно. Этим мы признали Тебя нашим повелителем, и это стало основой нашей жизни, как народа Б-жьего и как Тора вечна – вечны, соблюдающие Ее. И мы с радостью и благоговением будем трубить в шофар и провозглашать Твою королевскую власть над нами и всем мирозданием. Так будь же милосерден к своему народу и пошли нам здоровый и радостный год.
В этом году нас ждет целых три праздничных дня — потому что сразу по окончании Рош а-Шана наступает шаббат, суббота. Так как в праздник зажигать огонь можно только лишь от огня, зажженного до наступления праздника, то очень важно приобрести к празднику большую свечу, которая будет гореть как минимум 48 часов. Это необходимо и для того, чтобы потом от этой свечи можно было зажечь субботние свечи. Каждый из дней Рош а-Шана считается как бы отдельным праздником. Поэтому нам нельзя готовить что-либо в первый день праздника, если мы собираемся это есть во второй день. Тем не менее, когда мы зажигаем свечи во второй день праздника, то возникает вопрос, стоит ли произносить благословение «Шеехеяну». Для того, чтобы избавиться от сомнения, принято положить на праздничный стол возле свечей фрукт нового урожая или какой-то экзотический плод.
Что входит в меню праздника Рош а-Шана? Мы соблюдаем ряд обычаев, связанных с пищей, так называемые СИМАНИМ – добрые предзнаменования:
1. Мы обмакиваем дольку сладкого яблока в мед (на иврите: «тапуах бэ дваш»), что символизирует пожелание сладкого нового года.
2. Мы едим морковь («меерн» на идиш, что звучит как глагол «увеличиваться», «множиться») и просим Всевышнего увеличить наши заслуги. Также мы просим, чтобы Всевышний уничтожил негативные указы, направленные на нас (морковь на иврите — «гезер», а указы — «гзерот»).
3. Мы едим лук («карти» на арамейском, что значит «пресекать»). Мы просим Всевышнего уничтожить всех наших врагов.
4. Мы едим свеклу («силки» на арамейском, что значит «убирать»). Мы просим Всевышнего убрать наших врагов.
5. Мы едим финики («тамри» на арамейском, что значит «истреблять») и просим Всевышнего уничтожить всех наши ненавистников («йетаму»).
6. Мы едим тыкву («кара» на арамейском) и просим Всевышнего разорвать («кара») наши приговоры и провозгласить («кара») наши заслуги.
7. Мы едим гранат, «чтобы заслуг наших стало много, словно зернышек в гранате». В гранате есть всего 613 зернышек, по количеству заповедей Торы.
8. Мы едим рыбу, чтобы нам «множиться на земле, точно рыбы в море». Тора — жизнь наша и мы не можем существовать без нее, как рыба без воды.
9. Мы едим баранью голову в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака (см. Берейшит, 22:13) чтобы в наступающем году «быть головой, а не хвостом».
Праздничная атмосфера достаточно серьезна — долгая молитва, трубление в шофар, (все и даже маленькие дети обязаны услышать шофар) … Тем не менее, во время праздничной трапезы можно уделить внимание детям. Предлагаем вам игру — вспомнив, какие «симаним» были съедены во время вечерней трапезы, предложите детям придумать свои «симаним» и какая просьба в них заключается. Вы также можете сами приготовить симаним, а детям предложить только лишь угадать, на что каждый из «симаним» намекает. (Примерами таких «симаним» могут быть — банан («банана» на иврите — «Шеибане Бейт аМикдаш»), курица ( «оф» на иврите — «Шеяуфу ойвейну миарцейну»), кольраби («Шенишма беколь Раби»), виноград («анавим» на иврите — «Шенишма: „Анавим, игиа зман геулатхем“») и т.д.
Рош Ашана празднуют два дня — первого и второго числа месяца Тишрей (5 и 6 сентября). Оба дня Рош а-Шана считаются одним «длинным» днем, и запрещена любая работа. Накануне праздника 4/9, перед заходом солнца, примерно в 18.20, женщины зажигают свечи, произнося при этом следующие 2 благословения: 1. Барух Ата А-до-най Э-ло-эйну Мелех аолам Ашер Кидшану Бемицвотав Вецивану Леадлик Нер Шель Йом а-Зикорон 2. Барух Ата А-до-най Э-ло-эйну Мелех аолам Шеэхеяну Векийману Веигияну Лизман А-зэ. Перед зажиганием свечей следует зажечь суточную свечу, чтобы от нее зажечь свечи во второй день праздника. Благословение во второй день те же, что и в первый. Субботние свечи надо зажечь от горящей свечи. Поэтому лучше всего, еще перед началом праздника зажечь 48 часовую свечу, но можно также и суточную, но не забыть к концу первого дня, от нее перенести огонь на новую суточную, от которой мы зажжём шабатнии свечи.
ШАНА ТОВА У МЕТОКА
Сегодня вечером т.е. через десять дней после Рош ха Шана наступил Ём кипур,Судный день. Поэтому прошу у всех прощения за невольную обиду... ЖЕЛАЮ ВСЕМ ХОРОШЕЙ ЗАПИСИ В КНИГЕ СУДЕБ
Йом Кипур — наиболее святой и возвышенный день года, когда евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов, перед Творцом, но не грехи, совершенные по отношению к людям, прощение надо просит у обиженных. Чтобы прийти ко Дню Искупления внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Б-гом. Человек — не ангел, ему свойственно ошибаться, но Б-г всегда готов простить искренне раскаявшегося. Вот отчего не страх, не душевные муки и не ужас перед небесным судом несет День Искупления евреям, а радость и душевный подъем. Поднявшись над земным, искренне и полностью представ перед Всеблагим и Прощающим, мы обретаем надежду, и даже уверенность, что будем записаны на счастливый год.
Десятый день еврейского нового года — Судный день (Йом Кипур) — день искупления грехов и Высшего суда. Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов. В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал процедуру самоочищения, входил в храм, готовил жертву для заклания и приносил ее в искупление грехов всего народа Израиля. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы. «Открывающая молитва» — Кол-Нидрей — превратилась в символ всего праздника. Она произносится трижды и поется вслух. Нет сомнений, что этому способствовал прекрасный мотив, пришедший из средневековой Испании. В Йом Кипур читают также поминальную молитву — ИЗКОР. Синагоги наполняются народом: приходят даже те, кто не бывает там, в течение года, закрыты все учреждения и предприятия, не работает транспорт, радио, телевидение. На улицах не видно даже частных автомашин. Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что каждый еврей получает положительную или отрицательную оценку своих деяний, а на ее основе — приговор милостивый или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах. Особое значение приобретает «закрывающая молитва» НЕИЛА, произносимая при заходе солнца — после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздается звук шофара и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году — в Иерусалиме».
Заповеди и обычаи Йом Кипура
За несколько часов до наступления Йом Кипура приступают к праздничной трапезе – сеуда мафсекет. Несмотря на атмосферу серьезности, и трепета перед моментом «подписания» (в конце Йом Кипура) приговора на Новый год, мы не должны ни на секунду усомниться, что жизнь наша находится в руках Всевышнего, бесконечно любящего свой народ и каждого из нас. Традиционным элементом трапезы является бульон с «креплах» (пельмени), или блинчики с мясом, символизирующие мир, окруженный всеобъемлющим милосердием Творца.
Йом Кипур наступает за 18 минут до захода солнца. Перед этим следует надеть любую обувь, кроме коженной. В дополнение к запрету на еду и питье, запрещены также супружеские отношения, спят отдельно, запрещено умываться и чистить зубы, даже руки — омывают только пальцы. Запрещено умащаться, душиться, пользоваться дезодорантами. А также все то, что запрещено в субботу.
В этом году Йом Кипур выпал на субботу, женщины зажигают свечи в пятницу 7 сент и при этом произносят следующие два благословения: 1) БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДЕШАНУ БЕ МИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЕЛЬ ШАБАТ ВЭ ШЕЛЬ ЙОМ АКИПУРИМ.
2) БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ШЭ ЭХЕЯНУ ВЭ КИЙМАНУ ВЭ ИГИЯНУ ЛЕ ЗМАН АЗЭ.
В Йом Кипур молитвенная служба в синагоге состоит из пяти частей. Вечером — маарив (вечерняя). Утром — шахрит (утренняя), затем, до полудня — мусаф (дополнительная, как в любую субботу и праздники), во второй половине дня — минха (послеполуденная) и, наконец, перед заходом солнца — неила (предвечерняя, произносимая только в Йом Кипур). Буквальный перевод слова «неила» — «закрытие»,
т.е. завершение всего процесса очищения и исправления.
Вечерняя молитва в Йом Кипур продолжается около двух часов, а четыре дневные переходят одна в другую, как правило, почти без перерыва. Напомним, что смысл Йом Кипура — покаяние и молитва. Серьезно больным людям, но все же желающим поститься в этот Великий день, разрешается, принимать не больше 30гр. пищи или 40 гр. воды в раз, с интервалом в 9 минут.
По еврейским законам таанит (пост) должны соблюдать все взрослые. Мальчики начинают поститься с 13 лет, а девочки — с 12.
Может следующая история поможет нам настроиться на правильный лад в этот уникальный и великий день. Наступил месяц Элул, за которым следовали Дни Покаяния, и знаменитый Раввин Саадиа Гаон, живший в Вавилоне более 1000 лет назад, ежедневно откладывал свои книги и свои рукописи на много часов в сторону, чтобы посвятить это время молитве и покаянию. Он молился более горячо, чем когда-либо, с разбитым сердцем и слезами на глазах, как будто он был самым большим грешником на земле. Его ученики, знавшие каким святым человеком он является, не могли понять, что случилось с их учителем. В конце концов, они его спросили, и вот, что он им ответил: «Не подозревайте меня в нарушении законов Торы, Боже упаси», начал Раввин Саадиа. «Тем не менее, я имею хорошую причину каяться и просить Б-га о прощении. Я научился этому от обыкновенного Еврея – владельца постоялого двора. «Однажды, во время моих путешествий, я остановился в Еврейской гостинице. Владелец гостиницы не знал меня, и обращался со мною так же мило, как он имел обыкновениеобращаться с любым постояльцем-евреем. Скоро, однако, меня опознали в городе. Новость о моем приезде распространилась по всей общине и вся община собралась, чтобы приветствовать меня. «Когда хозяин постоялого двора узнал, кто был его гостем, он принялся ухаживать за мною и обслуживать меня с благоговением и покорностью и делал все возможное, чтобы угодить мне. Под конец, когда я собрался уезжать, пришел весь народ, чтобы пожелать мне счастливого пути. Тогда владелец гостиницы протолкался через толпу, упал к моим ногам и умолял меня со слезами на глазах простить его. «Но ведь вы сделали все, что могли для меня и даже больше этого!» воскликнул я и владелец гостиницы с разбитым сердцем ответил: «Умоляю вас, Великий Ребе, простить меня за те дни, когда я еще не знал о вашем величии и не служил вам так, как служил потом».
«Теперь, мои друзья», закончил Раввин Саадиа и по святому лицу его текли слезы, «хорошенько подумайте об этом. Если человек может быть смиренным, когда нужно почтить другого человека, создание из плоти и крови, как заботливы, должны мы быть, когда мы воздаем почет и любовь и служим нашему Создателю!» «Чем ближе мы приближаемся к Г-споду, тем лучше мы понимаем Его величие, и тем больше мы должны раскаиваться за наше поведение в прошлом, независимо от того, как бы мы ни старались. С каждым днем, я узнаю всё больше и больше о Г-споде. И всякий день я чувствую себя пристыженным, что накануне не знал того, что узнал сегодня и что моя любовь и преданность Г-споду не были так сильны, как сегодня; а завтра, я знаю, я буду чувствовать себя также в отношении сегодня».
ЖЕЛАЕМ ВСЕМ ХОРОШЕЙ ЗАПИСИ В КНИГЕ ЖИЗНИ И БЛАГОПОЛУЧИЯ!!! Я Юля,можно на ты.